Порядок обжалования
Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений, подведомственных организаций и их должностных лиц
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая это конституционное положение, а также положения ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующие каждому право на судебную защиту его прав и свобод, путем обжалования решений и действий (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, суды обеспечивают надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел. Возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных неправомерными действиями государственных органов, является одним из основных принципов правового государства. В соответствии со статьей 12, 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав юридических и физических лиц является признание судом недействительными, не соответствующими закону или иным правовым актам и нарушающими гражданские права и охраняемые законом интересы граждан либо юридических лиц нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) государственных органов или органов местного самоуправления. Порядок оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами Росстандарта, установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта Росстандарта (далее - НПА) не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот НПА, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым НПА, если они полагают, что этим НПА нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. При этом ч. 6 ст. 208 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании НПА недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Такое административное исковое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 125 КАС РФ и дополнительно содержать данные о наименовании (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), наименовании, номере, дате принятия оспариваемого НПА, источнике и дате его опубликования, сведения о его применении к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим НПА, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый НПА полностью или в части, требование о признании оспариваемого НПА недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего НПА или отдельных его положений. В соответствии со ст. 213 КАС РФ административные дела об оспаривании НПА рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации.
Статьёй 216 КАС РФ определены последствия признания НПА не действующим полностью или в части. Так, в случае признания судом НПА не действующим полностью или в части этот НПА или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Кроме этого, в случае такого признания не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание НПА, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают. При этом решение суда о признании НПА не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 217.1 КАС РФ административные дела об оспаривании актов Росстандарта, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами рассматриваются и разрешаются судом в аналогичном порядке, установленном для обжалования НПА, но с особенностями, определенными указанной статьей. Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений и их государственных служащих в судах общей юрисдикции установлен главой 22 КАС РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов (статья 17 КАС РФ). Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений, государственных служащих (должностного лица), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Административное исковое заявление к Росстандарту или его межрегиональному территориальному управлению подается в суд по месту его нахождения, а к государственному служащему (должностному лицу) - по месту нахождения органа, в котором указанное лицо исполняет свои обязанности. Однако в случае, если место нахождения органа государственной власти не совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия или на которой исполняет свои обязанности государственный служащий, административное исковое заявление подаётся в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа или на территории которого исполняет свои обязанности государственный служащий (статья 22 КАС РФ). Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений, государственных служащих (должностного лица), должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьёй 125 КАС РФ и дополнительно содержать: - данные об органе, лице, наделённом государственными или иными публичными полномочиями и принявшем оспариваемое решение либо совершившем оспариваемое действие (бездействие); - о наименовании, номере, дате принятия оспариваемого решения, дате и месте совершения оспариваемого действия (бездействия); - сведения о том, в чём заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями); - сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются; - сведения о ранее поданных жалобах по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата её подачи, результат её рассмотрения. Кроме этого указывается требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями. В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, лицо, наделённое государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны: - устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; - восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений и их государственных служащих установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Лица, полагающие что их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены ненормативным правовым актом, решением и действиями (бездействием) Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений и их государственных служащих вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании таких актов, решений, действий (бездействия) (часть 1 статьи 198 АПК РФ). При этом согласно части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретённый в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием: Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с ч. 4 с. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 125 АПК РФ, и дополнительно содержать наименование (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие), название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий, права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие), и само требование заявителя (ст. 199 АПК РФ). Административный порядок разрешения жалоб на действия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляет одну из форм административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. Суть его отражается через принцип подчиненности и подотчетности нижестоящих органов исполнительной власти (территориальных органов, подведомственных организаций) вышестоящим, т. е. принцип субординации.
Административный порядок обжалования действий (бездействия) Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений, подведомственных организаций и их уполномоченных должностных лиц, осуществленных ими при рассмотрении устных или письменных обращений граждан и принятых по ним решений, установлен законодательством Российской Федерации, а также административными регламентами предоставления государственных услуг или функций.
Работники, полномочные представители организаций и их объединений и иные граждане в т.ч. юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на обжалование решений, принятых в ходе исполнения соответствующих функций, действий (бездействий) Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений, подведомственных организаций и их уполномоченных должностных лиц, в досудебном порядке путем непосредственного обращения в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к государственному служащему, должностному лицу. Предметом административного обжалования является нарушение прав и законных интересов заявителя, противоправные действия (бездействие) и (или) решения Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений, подведомственных организаций и их уполномоченных должностных лиц, принятые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции, нарушение положений законодательства Российской Федерации.
Жалоба на действия (бездействие) Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений, подведомственных организаций и их уполномоченных должностных лиц подается в письменной форме и должна содержать:
а) наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
б) наименование должности, фамилию, имя и отчество (последнее при наличии) уполномоченного должностного лица, подведомственной организаций и ее должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
в) фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) физического лица или наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, подающего жалобу;
г) почтовый адрес для направления ответа;
д) подпись заявителя и дату;
е) существо обжалуемого действия (бездействия).
В жалобе указываются причины несогласия с обжалуемыми действиями (бездействием) и решением, а также обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования об отмене решения, о признании незаконным действий (бездействия) и решения, а также иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные обстоятельства. В таком случае заявителем приводится перечень прилагаемых документов. Основанием для начала процедуры административного (внесудебного) обжалования является личное или письменное обращение заявителя с жалобой. Рассмотрение жалобы на принятые решения и (или) действия (бездействие) Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений, подведомственных организаций и их уполномоченных должностных лиц производится в соответствии с порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении обращения (жалобы) заявитель имеет право:
а) представлять документы и материалы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в жалобе;
б) обратиться в Росстандарт, его межрегиональные территориальные управления или подведомственные организации с письменным запросом о представлении имеющейся информации и документов, необходимых для обоснования жалобы;
в) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну;
г) получать устную информацию о ходе рассмотрения жалобы по телефонам, указанным на официальном сайте Росстандарта и его межрегиональных территориальных управлений, а также соответствующую письменную информацию по письменному запросу.
Жалоба, поступившая в Росстандарт, его межрегиональные территориальные управления, подведомственные организации в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Жалоба рассматривается уполномоченными должностными лицами Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений и подведомственных организаций в течение 30 дней со дня ее регистрации. В случае, если по жалобе требуется проведение служебной проверки, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению руководителя органа, в который поступила жалоба, или его заместителя. О продлении срока рассмотрения заявители уведомляются письменно с указанием причин продления.
Должностные лица Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений и подведомственных организаций, уполномоченные на рассмотрение жалоб:
а) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя;
б) вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
в) по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя;
г) дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
д) уведомляют заявителя о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
По результатам рассмотрения жалобы уполномоченное должностное лицо Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений и подведомственных организаций принимает решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованных действий (бездействие) и решения либо об отказе в удовлетворении требований. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю. В случаях отсутствия в жалобе фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) и подписи заявителя, почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, письменный ответ на жалобу не дается. Жалоба заявителя может не рассматриваться по существу в следующих случаях:
а) отсутствия в жалобе сведений об обжалуемых действиях (бездействии) и решении Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений, подведомственных организаций и их уполномоченных должностных лиц (в чем выразилось, кем принято);
б) текст письменной жалобы не поддается прочтению;
в) наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу уполномоченного должностного лица Росстандарта, его межрегиональных территориальных управлений и подведомственных организаций, а также членов его семьи.
В указанных случаях заявителю направляется сообщение о невозможности рассмотрения его жалобы по существу по указанным выше обстоятельствам либо недопустимости злоупотребления правом.
Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В случае, если в жалобе содержится вопрос, на который ему Росстандартом, его межрегиональным территориальным управлением, подведомственной организацией многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами и обращениями, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, Руководителем Росстандарта, Руководителем межрегионального территориального управления или руководителем подведомственной организации (их заместителями) может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу.
В случае, если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Об указанных решениях заявители письменно уведомляются Росстандартом, его межрегиональным территориальным управлением и подведомственной организацией не позднее 30 дней с момента регистрации жалобы.
Основанием для приостановления (прекращения) рассмотрения жалобы является письменное обращение заявителя о приостановлении (прекращении) рассмотрения жалобы.
Юридическим фактом завершения досудебного (внесудебного) рассмотрения жалобы заявителя является регистрация письменного ответа заявителю (сообщения в форме электронного документа), содержащего информацию о принятом решении, а в случае отказа в удовлетворении требований, заявленных в жалобе, с обоснованием причин отказа по соответствующему вопросу, поставленному в жалобе.
Досудебное обжалование
Федеральная государственная информационная система досудебного обжалования предоставляет контролируемым лицам возможность в досудебном порядке оспорить действия (бездействие) органов государственного контроля (надзора), при этом возможность обращения в суд за защитой прав и законных интересов проверяемых субъектов хозяйственной деятельности можно будет реализовать только после обязательного досудебного обжалования.
Система досудебного обжалования реализуется в рамках ГИС ТОР КНД.
Контролируемые лица могут воспользоваться данным сервисом для обжалования действий (бездействия) должностных лиц , кроме жалоб, по которым предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования:
- нарушение процедуры контрольных (надзорных) мероприятий;
- акт или предписание по результатам проверки;
- решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- действия (бездействие) должностного лица в рамках проверки.
Подать жалобу на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а также на его территориальные органы можно согласно прилагаемой Инструкции.
Обзор практики рассмотрения жалоб контролируемых лиц, поданных в порядке обязательного досудебного обжалования